Муниципальная целевая программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан на срок с 2013-2017 годы (Утверждена решением № 265 Совета сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан от 16.10.2013 г.)
Паспорт муниципальной целевой программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сельском поселении Нижнеулу-Елгинский сельсовета на 2013-2017 годы.
Наименование программы | Муниципальная целевая программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сельском поселении Нижнеулу-Елгинский сельсовет на 2013-2017 г. |
Основание дляразработки Программы | 1. Федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;2. Федеральный закон от 06.11.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 года № 1225 «О требованиях к разработке региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»; 4. Указ Президента РФ от 04.06. 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». |
Разработчик программы | Администрация сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет . |
Цели Программы | – Повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов за счет снижения удельных показателей энергоёмкости и энергопотребления предприятий и организаций, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития;- Обеспечение энергетических потребностей поселения при целесообразно минимальном потреблении энергоресурсов из внешней среды;
– Повышение эффективности существующих систем энергоснабжения поселения; – Снижение потребности в дополнительных энергоресурсах при развитии поселения; – Снижение потребности в энергоресурсах существующих потребителей; – Обеспечение потребности в энергоресурсах за счет возобновляемых источников. |
Задачи Программы | – Проведение комплекса организационно- правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче, и потреблении энергетических ресурсов;- Расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов объектов коммунального комплекса;
– Введение энергетических паспортов, обеспечение учета объемов потребляемых энергетических ресурсов. |
Основной способ достижения целевой Программы | Основным способом достижения поставленных в Программе задач и целей является стимулирование энергосбережения, то есть предложение сельского поселения сельсовета участникам отношений в сфере энергопотребления экономически выгодных для них правил поведения, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов. |
Сроки реализации Программы | 2013-2017 годы |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем необходимых финансовых средств для реализации Программы составляет 100 тыс.руб.Объем финансирования подлежит ежегодной корректировке в соответствии с уточнением бюджетных проектировок и изменений в налоговом законодательстве. |
Исполнитель Программы | Администрация сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет.Координацию деятельности всех исполнителей Программы осуществляет администрация сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет.
– обеспечивает реализацию программных мероприятий и координирует деятельность муниципальных заказчиков; – осуществляет мониторинг хода реализации Программы; – готовит заключения о результатах работы по энергосбережению; – планирует программные мероприятия на очередной финансовый год, готовит предложения по корректировке Программы; – готовит и согласовывает проекты нормативных правовых актов по вопросам энергоснабжения; В целях стимулирования выполнения программных мероприятий предусматривается осуществление комплекса мер, включающих систему ценообразования, льгот, дотаций, а так же использования высвобождаемых энергетических ресурсов, проведение эффективной тарифной, налоговой, бюджетной и кредитной политики. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | – Наличие в органах местного самоуправления, многоквартирных домах энергетических паспортов;- Сокращение удельных показателей энергопотребления экономики муниципального образования;
– Снижение затрат местного бюджета на содержание тепловых сетей; – Полный переход на приборный учет расчетов с организациями коммунального комплекса; – Создание муниципальной нормативно- правовой базы по энергосбережению и стимулированию повышения энерго-эффективности. |
Управление Программой | Программа энергосбережения по своему характеру является стратегическим пакетом проблемно ориентированных проектов развития, направленных на перевод сложной системы производства и потребления энергетических ресурсов из одного состояния, не удовлетворяющего современным требованиям, в другое, более эффективное.Совет депутатов сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет коллегиальным органом, который принимает стратегические решения по реализации Программы, и в принятии решений, которого участвуют все заинтересованные стороны, а принятые решения являются обязательными для всех органов местного самоуправления поселения и участников Программы.
Оперативное руководство Программой осуществляет администрация сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет. Основной задачей администрации сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет является разработка решений и предложений по реализации Программы. Администрация сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет в пределах своих полномочий осуществляет межсистемную координацию и организацию взаимодействия между всеми участниками, свод планов отдельных субъектов, контроль и анализ исполнения принятых решений. Администрация сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет по итогам своей работы готовит для Совета депутатов поселения необходимую информацию и предложения по решениям. Не реже одного раза в год Программа должна подвергаться ревизии и актуализироваться по итогам анализа выполнения запланированных ранее мероприятий. |
Система организации контроля | Контроль по реализации Программы осуществляет в установленном порядке Совет депутатов сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет. |
1. Цель Программы
Основной целью является повышение экономических показателей , улучшение условий жизни населения через повышение эффективности использования топлива и энергии на один рубль предоставляемых услуг, снижение финансовой нагрузки на бюджет сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет за счет сокращения платежей за топливо, тепло- и электроэнергию.
Целями программы являются:
– обеспечение режима надежного, бездефицитного энергоснабжения сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет.
– организация приборного учета потребления воды, тепловой и электрической энергии;
– создание системы оперативного контроля за состоянием жилищного фонда;
– снижение расхода энергоресурсов, обеспечение эффективности их использования;
– создание благоприятных условий для превращения энергосбережения в привлекательную сферу для бизнеса;
– активное вовлечение всех групп потребителей в энерго- и ресурсосбережение.
Повышение эффективности использования энергетических ресурсов в Криводановском сельсовете позволит обеспечить снижение объема потребления.
Задача администрации сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет – определить какими мерами, и насколько можно осуществить повышение энергоэффективности во всех отраслях и поселениях.
Основные задачи Программы:
– энергосбережение в топливно-энергетическом комплексе, сокращение потребления топлива при производстве тепловой энергии;
– энергосбережение в жилищно-коммунальной сфере, снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии, воды и природного газа;
– энергосбережение в социальной сфере;
– сокращение потерь тепловой и электрической энергии;
– проведение энергетических обследований;
– определение экономических и правовых механизмов для перераспределения высвобожденных в результате энергосбережения электрических мощностей;
– разработка комплекса нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере энерго- и ресурсосбережения;
– привлечение инвестиций в энергосбережение;
– повышение эффективности пропаганды энергосбережения.
Основной задачей подпрограммы является создание стимулирующих факторов энергосбережения. Состояние законодательства в сфере энергосбережения и перспектив его развития является одним из ключевых факторов для достижения целей и задач Программы. В Федеральном законе от 23.11. 2009г № 261- ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере энергосбережения по реализации в полном объеме механизмов проведения энергосберегающей политики и, главное, предусмотрены экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов, применяющих энергосберегающие и экологически чистые технологии.
Для достижения указанных целей и задач требуется реализовать основные программные мероприятия.
Запланированные в Программе мероприятия на источниках энергоресурсов, при распределении тепловой и электрической энергии и в конечном потреблении позволят высвободить значительное количество энергоресурсов, необходимые для обеспечения социально-экономического развития сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет без существенного прироста новых энергоресурсов.
2. Основные принципы Программы
Программа базируется на следующих основных принципах:
– муниципальное регулирование, надзор и управление энергосбережением;
– приоритет энергосбережения в учреждениях бюджетной сферы.
– обязательность учета топливно-энергетических ресурсов;
– экономическая целесообразность энергосбережения, предоставление поощрений в пределах сэкономленных средств.
3. Финансовые механизмы реализации Программы
При реализации Программы для достижения поставленных целей планируется довести в 2013-2017 годах объем привлекаемых в энергосбережение средств до 100 тыс. рублей, из них:
– районный бюджет – 50 тыс. руб.;
– бюджет СП Нижнеулу-Елгинский сельсовет – 40 тыс. руб.;
– внебюджетные средства – 10 тыс. руб.,
Основными источниками финансирования Программы являются:
1.Районный бюджет в рамках отраслевых программ.
2. Бюджет сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет.
– целевые средства бюджета;
– дополнительное финансирование расходов и мероприятий, осуществляемых за счет средств, предусмотренных на благоустройство.
3. Внебюджетные средства.
Районный бюджет
Средства районного бюджета в составе бюджетов образования, здравоохранения и культуры направляются на финансирование мероприятий по энергосбережению мероприятий подпрограммы подведомственных учреждений: общеобразовательной школы, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, центральной районной больницы, библиотеки.
Бюджет сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет.
Направляется на финансирование мероприятий подпрограмм «Развитие нормативно-правовой базы энергосбережения» и разделов «Энергосбережение в жилищном секторе», «Энергосбережение в муниципальных учреждениях», реализацию подпрограммы «Пропаганда энергосбережения на территории сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет».
Внебюджетные источники: оказание услуг а также средства населения сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет.
Объемы финансирования корректируются по результатам проведенных конкурсов и уточняются ежегодно.
4. Факторы, влияющие на процессы энергосбережения в сельском поселении Нижнеулу-Елгинский сельсовет.
Энергосбережение – комплекс мер или действий, предпринимаемых для обеспечения более эффективного использования энергетических ресурсов.
Энергосбережение в бюджетном секторе сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет является актуальным и необходимым условием нормального функционирования хозяйства, так как повышение эффективности использования ТЭР, при непрерывном росте цен на топливо и соответственно росте стоимости электрической и тепловой энергии позволяет добиться существенной экономии как ТЭР так и финансовых ресурсов.
Нерациональное использование и потери энергии и воды приводят к потери до 30-40 % тепловой энергии и до 15% электрической энергии и 15-20 % воды. Соответственно это приводит:
– росту «финансовой нагрузки» на местный бюджет;
– приводит к ухудшению экологической обстановки.
Программа энергосбережения должна обеспечить снижение потребление ТЭР и воды за счет внедрения в сельском поселении Нижнеулу-Елгинский сельсовет , предлагаемых данной программой решений и мероприятий и соответственно перехода на экономичное и рациональное расходование ТЭР во всех элементах потребления при полном удовлетворении потребностей в количестве и качестве ТЭР , превратить энергосбережение в решающий фактор функционирования.
Факторы, стимулирующие процессы энергосбережения:
– рост стоимости энергоресурсов;
– значительная доля частного бизнеса, заинтересованного в экономии;
– повышение качества и количества приборов учета энергоресурсов, весьма значительная автоматизация процессов энергопотребления;
– повышение качества эксплуатации бюджетных учреждений;
В то же время к тормозящим процесс факторам можно отнести следующее:
– изношенность энергетической инфраструктуры (транспортировка, потребление);
– массовое использование устаревших технологий и оборудования.
5. Основные направления энергосбережения.
1. Поведенческое энергосбережение – это укоренение у людей привычки к минимизации использования энергии, когда она им не нужна. Необходимо осознание у людей положения, что энергосбережение – экономически выгодно. Достигается это информационной поддержкой, методами пропаганды, обучением со школьной скамьи энергосбережению.
То есть поведенческое энергосбережение подразумевает обеспечение потребностей при меньшем использовании энергоресурсов, и это в основном обеспечивается без совершенствования технологий. Как показывает опыт, поведенческое энергосбережение может составить 2-10% от всего потенциала энергосбережения.
2. Энергосбережение в зданиях и сооружениях, улучшение их конструкций. Большая часть этих мер актуальна в части тепловой энергии, а также в экономии электроэнергии, используемой для термических целей и на освещение (не только более эффективные лампочки, но и определенные требования к помещению, например, вплоть до использования светлой и светоотражающей окраски).
Энергосбережение должно быть превращено для потребителей энергоресурсов в доступный способ снижения расходов. Цели повышения энергоэффективности совпадают и с другими целями сельского поселения, таких как экологии, задач повышения экономичности систем энергоснабжения и другое. Повышение энергоэффективности и, как следствие снижение издержек, должно стать основной задачей всех учреждений, организаций.
3. Создание системы контроля потребления энергоресурсов. На сегодняшний день сложились все предпосылки для организации надежной и экономичной системы учета энергии. При этом целью установки счетчиков является не только экономия от разницы реальной и договорной величины энергетической нагрузки, но и налаживание приборного учета энергии для создания системы контроля должен быть положен документ, регистрирующий энергоэффективность объекта – энергетический паспорт. Главной мотивацией при введении энергетических паспортов на территории сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет должно стать наведение порядка в системе производства, потребления энергоресурсов. Что приведет к оптимизации контроля тарифов на услуги энергоснабжающих организаций за счет получения достоверной информации.
Также не обходима пропаганда энергосбережения среди населения, проживающего на территории сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет.
Таблица 1. – Мероприятия по пропаганде энергосбережения на территории Нижнеулу-Елгинского сельсовета:
№ п/п | Мероприятия |
1. | Проведение соцопросов по отношению жителей сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет. |
2. | Разработка и размещение рекламы и разъясняющей информации в подъездах и на стендах |
3. | Разработка и размещение рекламы в СМИ |
4. | Освещение мероприятий программы в СМИ |
5. | Разработка и проведение в школе МОКУ СОШ- «уроков энергосбережения»;
-творческих конкурсов ученических работ по теме энергосбережения |
6. | Проведение обязательного обучения в бюджетной сфере руководящих лиц, ответственных за эксплуатацию зданий. |
7. | Разработка методических и агитационных материалов для распространения среди жителей сельского поселения, работников бюджетной сферы, учащихся общеобразовательной школы. |
6. Схема взаимодействия участников процессов энергоснабжения и энергосбережения.
Участников процессов энергоснабжения и энергосбережения можно свести к 3 большим группам:
– энергоресурсоснабжающие предприятия;
– потребители;
– местная власть.
Энергоснабжающие организации, являющиеся естественными монополиями без конкуренции различных способов самообеспечения энергетических потребностей потребителей и воздействия власти полностью инфантильны к вопросам повышения энергоэффективности. Власть двигается в сторону энергоэффективности для защиты потребителей- избирателей, болезненно воспринимающих рост стоимости энергоресурсов.
При всем разнообразии потребителей (бюджетные организации, управляющие жилищным фондом компании, предприятия и так далее), все они заинтересованы в снижении платежей, обеспечении качества и надежности энергоснабжения.
На местную власть потребители воздействуют через систему выборов, жалоб в верхние властные структуры, отказ от инвестиционных планов, неплатежи.
Власть воздействует на потребителей путем:
– особыми условиями конкурсов управляющих компаний;
– введение обязательных требований и организацией контроля их соблюдения;
– широкой пропагандой и обучением.
7. Область реализации программных мероприятий.
Область реализации программных мероприятий – население, производственная сфера, муниципальная социальная бюджетная сфера, другие потребители энергоресурсов.
Самым крупными потребителями тепловой и электрической энергии являются:
– население – 54 % ;
– бюджетная сфера – 25,5 %
– прочие потребители –20,5 %.
Поэтому подпрограмма сориентирована на самые важные для территории сферы:
– население;
– муниципальные учреждения;
Потенциал энергосбережения в этих сферах потребления составляет от 10 до 50 % по разным видам энергоресурсов
Основные цели подпрограммы:
– использование потенциала энергосбережения в муниципальной инфраструктуре потребления топливно-энергетических ресурсов;
– сокращение потребления всех видов энергоресурсов, включая потребление воды;
– развитие механизмов энергосбережения в сфере потребления.
7.1. Жилой фонд населения.
На 01.01. 2013 г. жилой фонд населения сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет составляет 18 тыс. кв. м., население – 750 человек, которое является крупнейшим потребителем энергоресурсов и воды.
По состоянию на 01.01. 2013 г. в эксплуатации находятся 270 индивидуальных жилых домов.
Механизмы развития энергосбережения в жилищной сфере
Основными направлениями деятельности администрации сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет являются:
– проведение широкой рекламной кампании среди населения об экономической выгоде энергосберегающих мероприятий;
– оказывать поддержку инициативам собственников жилых помещений по включения энергосберегающих мероприятий в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту жилых помещений. Положительный опыт реализации энергосберегающих мероприятий должен использоваться для пропаганды проведения энергосберегающих мероприятий среди всего населения.
– составлять перечень первоочередных энергосберегающих мероприятий, финансируемых за счет средств муниципального бюджета в учреждениях.
– определяют нормативы потребления коммунальных ресурсов в учреждениях для осуществления мониторинга энергопотребления.
В настоящее время причинами низкого уровня энергоэффективности бюджетных учреждений являются:
– отсутствие обязанности проверки соответствия эксплуатационных характеристик зданий, объектов данным энергетических паспортов;
– устаревшие системы отопления, в которых отсутствует автоматическое регулирование на вводе в здание.
Применение современных приборов учета позволит более точно учитывать объем потребленной энергоресурсов и может стимулировать граждан к снижению энергопотребления.
7.2 Муниципальные учреждения
Муниципальными учреждениями сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет являются:
– администрация сельского поселения Нижнеулу-Елгинский сельсовет.
– МБУК « Сельский дом культуры с.Нижнеулу-Елга».
– сельские клубы с.Большезингереево и Верхнеулу-Елга.
Основными мерами, направленными на энергосбережение в муниципальных учреждениях должны быть первоочередные мероприятия по снижению энергопотерь и воды, их удельного потребления:
– замена во всех учреждениях ламп накаливания на энергосберегающие светильники;
– реконструкция систем отопления и водоснабжения, сетей электроснабжения;
– поверка узлов учета расхода тепла и воды, установка автоматизированной системы контроля за расходом электроэнергии;